Перегородчатая эмаль
✔ Содержание:
На первый взгляд, сделать такую работу весьма сложно. На самом же деле, техника исполнения панно хоть и требует усидчивости, но довольно проста. Главное, соблюсти технологию.
Такое панно украсит практически любую комнату вашего дома. Вот уже сотни лет это украшение остаётся одним из самых популярных способов декора интерьера. Сложнейшая для того времени техника перегородчатой эмали появилась в Византии в VI столетии и сразу завоевала популярность. Таким способом создавались не только интерьерные украшения, но и иконы для храмов, вазы и чаши для королевских пиров, серьги, кулоны, декорированные пояса для вечерних платьев знатных дам и кавалеров и многое другое. Как и в Византии, изделия с перегородчатой эмалью на Руси ценились весьма высоко. Ведь технология требовала кропотливого труда. И долгое время мастера не раскрывали своих секретов, передавая их лишь своим немногочисленным ученикам.
Александр Анатольевич рассказывает, как сделать декоративное панно в технике перегородчатой эмали. А уж когда вы уловите суть процесса изготовления, то можете делать самые невероятные работы, включив собственную фантазию.
Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и меди. Рисунок формируют в помощью металлической проволочки, которую припаивают или приклеивают к пластине, образуя ячейки. А затем ячейки закрашивают эмалью, сушат и обжигают в муфельной печи. Весь ход работы показан на фото.
Для изготовления панно возьмите лист меди нужной толщины, отожгите его до красного светящегося света и тут же охладите в холодной воде. Это необходимо, чтобы придать металлу мягкость. Благодаря отжигу медную пластину не поведет при обжиге эмали в муфельной печи.
После того, как пластина подсохнет, её нужно зачистить. Обработать поверхность лучше с помощью наждачной бумаги. Тогда она станет шероховатой, а это необходимо для лучшего соединения металла с эмалью.
На зачищенную медную пластину нанесите кистью тонкий слой белой гуаши и дайте ей просохнуть.
Затем на кальку перенесите желаемый рисунок из книги или свой собственный (фото 3). Мотив может быть самый разнообразный: от детского рисунка до иконы. Важно лишь, чтобы рисунок был нарисован чёткими линиями.
На сухую поверхность наложите копировальную бумагу, затем кальку с рисунком. Обведите его карандашом. Переведённый рисунок закрепите, нацарапав его чертилкой на пластине (фото 4).
Тщательно промойте пластину от гуаши под струёй тёплой воды, лучше всего с мылом и щёткой (фото 5).
После промывания пластину необходимо подготовить к наложению на неё проволоки и эмали. Чтобы при обжиге эмаль вошла в физико-химическое соединение с металлом, поверхность пластины должна быть чистой. Возможные же пятна жира и следы от рук могут помешать этой реакции. Очищается поверхность путём оксидирования, то есть — нагревания пластины горелкой до появления цветов побежалости (фото 6). Таким образом, на пластине появляется оксидная плёнка, которая защищает поверхность от взаимодействия с воздухом.
Теперь приступаем к клейке перегородок рисунка. Возьмите для этого медную проволочку диаметром от 0,6 до 0,8 мм и пропустите через вальцы (или отбейте молоточком, чтобы она стала плоской). Приклейте проволоку на ребро, точно повторяя рисунок (фото 7). Используйте клей на спирту БФ-6.
Эмаль для панно нужна специальная, порошкообразной массы. Если взять эмаль с добавлением золотых или серебряных песчинок, это придаст работе более дорогой вид. Эмаль разведите водой (фото 8).
Закладывайте перегородчатую эмаль в ячейки, образованные перегородками, при помощи шпателя и кисточки (фото 9-10). Эмаль надо накладывать по высоте перегородок. Слой должен быть равномерным по толщине.
Просушите работу при комнатной температуре до полного высыхания воды. Это можно сделать в сушильном шкафу при температуре 60°С.
Пластину с высушенной эмалью положите на специальную поставку из никелевых сплавов или из жаропрочной стали. Поместите изделие в камеру муфельной печи, используя щипцы с длинными ручками (фото 11). Если муфельная печь имеет регулируемый режим, то после помещения эмалевой пластины в печь температуру доводят до 850°С. Если регулировать температуру в печи нельзя автоматически, её нужно определить на глазок: печь накалилась до нужной температуры, если на изделии появилась глянцевая поверхность.
Затем пластину выньте при помощи щипцов и положите на металлическую пластину. Сверху прижмите всю поверхность панно тяжёлым металлическим грузом 7-10 кг (фото 12). Это нужно сделать как можно быстрее, пока эмаль не остыла.
После остывания пластины перегородки нужно зачистить надфилем. Если художественные качества не удовлетворительны, или присутствует брак после обработки окалин, то можно доложить эмаль и сделать повторный обжиг. Может быть максимум четыре обжига, иначе эмаль потеряет свою цветность.
Готовую работу можно поместить в рамку и повесить на стену.
По материалам журнала "САМ"
Дата размещения: 6-02-2012, 23:05
Свои секретыраскрывает Александр Анатольевич Дроздовский, преподаватель Московского художественного училища прикладного искусства и член Союза художников России.
Содержание статьи о перегородчатой эмали:
Такое панно украсит практически любую комнату вашего дома. Вот уже сотни лет это украшение остаётся одним из самых популярных способов декора интерьера. Сложнейшая для того времени техника перегородчатой эмали появилась в Византии в VI столетии и сразу завоевала популярность. Таким способом создавались не только интерьерные украшения, но и иконы для храмов, вазы и чаши для королевских пиров, серьги, кулоны, декорированные пояса для вечерних платьев знатных дам и кавалеров и многое другое. Как и в Византии, изделия с перегородчатой эмалью на Руси ценились весьма высоко. Ведь технология требовала кропотливого труда. И долгое время мастера не раскрывали своих секретов, передавая их лишь своим немногочисленным ученикам.
Где применяется перегородчатая эмаль
Александр Анатольевич рассказывает, как сделать декоративное панно в технике перегородчатой эмали. А уж когда вы уловите суть процесса изготовления, то можете делать самые невероятные работы, включив собственную фантазию.
Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и меди. Рисунок формируют в помощью металлической проволочки, которую припаивают или приклеивают к пластине, образуя ячейки. А затем ячейки закрашивают эмалью, сушат и обжигают в муфельной печи. Весь ход работы показан на фото.
Как сделать своими руками панно используя перегородчатую эмаль
Для изготовления панно возьмите лист меди нужной толщины, отожгите его до красного светящегося света и тут же охладите в холодной воде. Это необходимо, чтобы придать металлу мягкость. Благодаря отжигу медную пластину не поведет при обжиге эмали в муфельной печи.
После того, как пластина подсохнет, её нужно зачистить. Обработать поверхность лучше с помощью наждачной бумаги. Тогда она станет шероховатой, а это необходимо для лучшего соединения металла с эмалью.
На зачищенную медную пластину нанесите кистью тонкий слой белой гуаши и дайте ей просохнуть.
Затем на кальку перенесите желаемый рисунок из книги или свой собственный (фото 3). Мотив может быть самый разнообразный: от детского рисунка до иконы. Важно лишь, чтобы рисунок был нарисован чёткими линиями.
На сухую поверхность наложите копировальную бумагу, затем кальку с рисунком. Обведите его карандашом. Переведённый рисунок закрепите, нацарапав его чертилкой на пластине (фото 4).
Тщательно промойте пластину от гуаши под струёй тёплой воды, лучше всего с мылом и щёткой (фото 5).
После промывания пластину необходимо подготовить к наложению на неё проволоки и эмали. Чтобы при обжиге эмаль вошла в физико-химическое соединение с металлом, поверхность пластины должна быть чистой. Возможные же пятна жира и следы от рук могут помешать этой реакции. Очищается поверхность путём оксидирования, то есть — нагревания пластины горелкой до появления цветов побежалости (фото 6). Таким образом, на пластине появляется оксидная плёнка, которая защищает поверхность от взаимодействия с воздухом.
Теперь приступаем к клейке перегородок рисунка. Возьмите для этого медную проволочку диаметром от 0,6 до 0,8 мм и пропустите через вальцы (или отбейте молоточком, чтобы она стала плоской). Приклейте проволоку на ребро, точно повторяя рисунок (фото 7). Используйте клей на спирту БФ-6.
Эмаль для панно нужна специальная, порошкообразной массы. Если взять эмаль с добавлением золотых или серебряных песчинок, это придаст работе более дорогой вид. Эмаль разведите водой (фото 8).
Закладывайте перегородчатую эмаль в ячейки, образованные перегородками, при помощи шпателя и кисточки (фото 9-10). Эмаль надо накладывать по высоте перегородок. Слой должен быть равномерным по толщине.
Как правильно высушить панно
Просушите работу при комнатной температуре до полного высыхания воды. Это можно сделать в сушильном шкафу при температуре 60°С.
Пластину с высушенной эмалью положите на специальную поставку из никелевых сплавов или из жаропрочной стали. Поместите изделие в камеру муфельной печи, используя щипцы с длинными ручками (фото 11). Если муфельная печь имеет регулируемый режим, то после помещения эмалевой пластины в печь температуру доводят до 850°С. Если регулировать температуру в печи нельзя автоматически, её нужно определить на глазок: печь накалилась до нужной температуры, если на изделии появилась глянцевая поверхность.
Затем пластину выньте при помощи щипцов и положите на металлическую пластину. Сверху прижмите всю поверхность панно тяжёлым металлическим грузом 7-10 кг (фото 12). Это нужно сделать как можно быстрее, пока эмаль не остыла.
Обработка панно из перегородчатой эмали
После остывания пластины перегородки нужно зачистить надфилем. Если художественные качества не удовлетворительны, или присутствует брак после обработки окалин, то можно доложить эмаль и сделать повторный обжиг. Может быть максимум четыре обжига, иначе эмаль потеряет свою цветность.
Готовую работу можно поместить в рамку и повесить на стену.
По материалам журнала "САМ"
Дата размещения: 6-02-2012, 23:05
Раздел: Поделки своими руками Автор: solotaia